ЖИТИЕ ЕПИСКОПА СЕРАФИМА (ПОЗДЕЕВА)

Епископ Серафим, в мире Михаил Александрович Поздеев, был аристократом. Он отказался эмигрировать после революции. Святейший Патриарх Тихон оставил Серафима при себе, и в 1925 году, за два или три месяца до своей смерти, патриарх рукоположил его тайно в епископа Смоленска, как свидетельствовал Смоленский КГБ. Так и не доехав до своей епархии в Смоленске, епископ Серафим через два-три месяца после своего рукоположения был схвачен ГПУ и отправлен в лагеря. С этого момента началась его исповедническая жизнь.

В камере смертников в Гомеле познакомился с будущим митрополитом Геннадием (Секачем). Потом отправили в Бутырскую тюрьму, а оттуда, в 1939 году, в Кемеровские лагеря. После войны он был выслан в Оренбургскую область. Там он активно служил в период с 1946 по 1952 года. Владыка ездил по деревням, исполняя требы, служил литургии.

В 1946-47 годах к Владыке приезжал оренбургский и бузулукский епископ Мануил, который известен как составитель словаря епископов. Он около суток провел в беседе с еп. Серафимом и уехал. Послушница Л. вспоминает, что когда Мануил уехал еп. Серафим вышел очень довольным. Он сказал, что Мануил разрешил ему служить требы на прокормление в пределах от Бузулука до Оренбурга. Еп. Серафим был доволен потому, что такое разрешение от советского епископа равнялось по значению административному разрешению советской власти. Без этого еп. Серафиму за самостоятельное служение постоянно угрожал арест.

Послушница Л. говорит, что еп. Серафим не заходил в храмы Московской Патриархии, но притворяясь пьяным иногда подходил к ним (к церквям) и многих обличал в тайных грехах. Он был прозорливец. Еп. Серафим не скрывал от них никогда, что был епископом.

Послушница Л. ездила в Оренбург и получала деньги в церкви для о. Серафима, которые ей выдали по благословению Владыки Мануила.

Владыка был очень добр, он раздовал все, что ему жертвовали верующие. По его молитвам были исцелены несколько человек, Например пятилетний мальчик Александр, который не ходил от рождения пять лет. Владыка осенил мальчика крестом и дал ему две палки. Мальчик стал ходить, сначала с двумя палками, а до этого только сидел и качаясь часто просил: "Боженька, дай мне ножки!" На следующий день Владыка пришел и отобрал одну палку, а на третий отобрал вторую палку и мальчик стал хорошо ходить. Сейчас Александр Маков проживает в г. Чернигове (он внук протоиерея Александра Макова).

Так же хорошо известен случай исцеления скрюченной девушки, заболевшей во время войны. Владыка служил на квартире, где проживала Мария Стручкова в деревне Кирсановка Томского района. Как-то после службы Владыка сказал: "Мария подай мне воды", - а она лежала не вставая с постели года три! После слов Владыки, по свидетельству Марии, ее как током прошибло и она стала владеть ногами и руками, стала ходить. Но руки ее исцелены не полностью. Она жива до сих пор и проживает в Оренбурге (ул. Ленинцев, дом 5, кв. 2).

Однажды был такой случай. В городе Куйбышеве в одном доме собралась молодежная вечеринка по случаю дня рождения хозяйки дома девушки Зои. Она пригласила своих друзей, но юноша, с которым она дружила, не пришел ее поздравить. Его имя было Николай. До этого у них произошел конфликт. Она ждала, что он сделает шаг к примирению, но он этого не сделал. После торжественной трапезы все стали танцевать. У нее же не ока-залось пары. Тогда она взяла икону святителя Николая и сказала: "Мою любовь тоже зовут Николай, но он не пришел, ты будешь вместо него." Она взяла икону и стала танцевать с ней, но не придя и круга вдруг замерла на месте, стала как каменная, так, что никто не мог сдвинуть ее с места. Друзья перепугались и убежали. Так она стояла весь Великий Пост, никто ничего не мог сделать. Врачи сказали, что она жива, но она не ела, не пила, и не падала. Сюда стало стекаться много народа. Иногда от нее слышались крики: "Весь мир сгорит в огне. Люди, кайтесь, скоро Пришествие Христа." дом был окружен. Хотели вырубить пол, но когда начинали это делать, из досок начинала проступать кровь. Хотели искуственно кормить и вскрыть трахею, но тело не поддава-лось ни скальпелю, ни ножу. Приезжали разные священнослужители из патриархии читать молебны. Даже сам Патриарх Алексей отслужил молебен, чтобы взять икону святителя Николая у этой Зои. Но икона не была им отдана.

И только за три дня до Пасхи Владыка Серафим пришел и взял икону у нее с очень простыми словами: "Ну что, настоялась. Давай сюда икону," Зоя пришла в себя, а потом рассказывала: "Ой, мама, так страшно на том свете, Как люди заблуждаются, когда они серьезно относятся к этой жизни, и шутят о той загробной, даже не зная, что ждет их." Три дня она прожила и в Светлое Христово Воскресение представилась ко Господу.

В 1952 был судебный процесс и Владыку осудили на 25 лет. Вышел в 1956 г. восьмидесятидвухлетнем старцем. Он приехал из тюрьмы из Средней Азии в город Бузулук. Адрес ему дали Епископы Дамаскин и Афанасий. Они направили его в Бузулук, сказав, что люди примут его там. Но люди приняли его только частично. Ему предъявили претензии в том, что его выпустили из тюрьмы, а других епископов нет, значит он подписался. А в то, что его выпустили по состоянию здоровя, и, конечно, по Промыслу Божию, люди не верили.

В Бузулуке Василий Константинович Димитриев и его жена Ольга Гавриловна ухаживали за ним, КГБ посещал их каждую неделю. Рассказывают, что спасаясь от пристальной опеки ГПУ епископ Серафим, обычно заранее предчувствуя очередную проверку, перед самым появлением уполномоченных, обливал себя водкой, которую всегда имел специально для этой цели, При этом он начинал петь песни, притворяясь пьяным, так, что представители власти, поглядев на него, всякий раз удалялись. Махали на него рукой, говоря: "Это пьянчушка, какой он архиерей!" В конце концов его и вовсе оставили в покое, решив, что он алкоголик и как епископ уже не будет себя проявлять, т.е. заниматься духовными делами.

Но именно этими делами занимался Епископ Серафим. Хотя не было возможности служить открыто Божественную Литургию, но он всегда ходил по домам с дарами и причащал людей. Для этого у него была сшита сумка с двойным дном. Внизу между первым и вторым дном у него лежали дары, чаша и все, что нужно для служения. Сверху он набивал сумку игрушками, чтобы люди не могли заподозрить, что там что-то серьезное.

На первую Пасху он пригласил всех духовных чад. Там была одна монахиня, которая вела очень аскетический образ жизни и клала по 12000 поколонов в сутки, Господь открыл Владыке Серафиме, что жить осталось ей недолго, и что убиваться так уже не надо. Он сказал ей об этом в иносказательной форме: "Матушка," говорит он ей, "заявление уже подано, место вам уготовано, сидите и чай попивайте." А так как люди подозревали его в связах с КГБ, то она подумала, что он написал заявление в милицию, что место ей в тюрьме уже готово, только сиди да чай попивай и жди, когда за тобой придут. Эти слова ее обескуражили. Она встала, ударила кулаком о стол и сказала: "Хватит, накормил нас шутками." Он очень изменился в лице и совсем серьезно трижды сказал: "В ад, в ад, в ад." У нее в это же мгновение начался приступ болезни печени, с ней стало невозможно сидеть за столом, так как изо рта был сильный запах. Это усиливалось с каждым днем. Люди говорили ей: "Матушка, смирись перед Владыкой." Но она не хотела смиряться. И только через полторы недели, когда состояние ее ухудшилось, она попросила людей, чтобы они пошли к Владыке и попросили за нее прощения и молитв о ней. Владыка приветствовал это, так как это было уже расположение к покаянию. Он сказал: "Я то уже давно простил, а как Бог простит - не знаю." Прошло еще две недели, она смирилась и решила пойти сама. Упала на ноги и сказала: "Владыка святый, простите меня окаянную, что своими трудами возгордилась." Он ей сказал: "Бог простит, и я прощаю, матушка, но той славы вы уже не получите. За то, что вы возгордились, славу вы потеряли, но за смирение Господь вернет вам все, но не в такой степени." Она горько плакала, но он сказал: "Ничем я не могу вам помочь, матушка."

Рукополагал и постригал Владыка Серафим только через долгое испытание. "Лучше меньше, но лучше," говорил он. Так у него был духовный сын Амфир, которого он решил возвести в сан епископа. Перед Великим Постом он сказал ему: "Не против вы будете, если мы на вас иго Христа возложим, в сан епископа возведем после Пасхи, но с условием, если вы выполните испытание, которое я возложу на вас на время всего Великого Поста?" Он должен весь Великий Пост просидетеь в затворе (в бане). Он очень быстро согласился, подумав, что это очень легкое испытание, читать книги святых отцов и молиться. Он быстро попросил благословения. И так после прощенного воскресения он ушел в затвор. Владыка, как обычно, на второй неделе Поста, должен был уехать с дарами по разным местам причащать людей. К отцу Амфиру стали стучать люди и искушать его, чтобы он вышел. "Что ты, дурень, сел в эту баню? Он поехал по приходу и всех твоих людей переманит, скажет, что Ам-фир плохой и люди будут ходить к нему, а ты прождешь тут в бане, и ничего у тебя не будет," Амфир принял эти бесовские мысли и на четвертой неделе Поста - крестопоклонной, он вышел из затвора, не дождавшись Пасхи. Только утром он вышел, а вечером приехал Владыка Серафим с прихода. Еще дорогой Господь сообщил ему, что Амфир вышел из затвора, и он сказал: "Эх, Амфир, я дорогой уже за тебя плакал, зачем ты этих людей послушал?" Он ответил: "Простите, Владыка, помолитесь за меня." Но Владыка сказал: "Слово - олово, сказал - отрезал. Ты нарушил слово. Хиротонии не будет." На Пасху приехала мантийная монахиня и рассказала Владыке Серафиме о своем видении. Открылось ей небо, а по небу шли митрополиты, патриархи, епископы, и все шли по четыре человека ко Господу, а в одном ряду только три человека, а четвертого нету. А она спрашивает: "Где же четвертый?" И ей открылось, что четвертым должен был быть Амфир.

В 1965 году Владыка Серафим и Петроградский Владыка Александр (Пружанский) хиротонисали о. Алфея, который проживал в городе Барнауле и принял сан священника от Владыки Меладия. Он имел жену, детей. Дети умерли в раннем возрасте, одна девочка Таисия осталась. В 45 лет, когда он овдовел, Владыка Серафим предложил ему рукоположение в сан епископа. Посоветовавшись с одной духовной монахиней, он принял это предложение. Владыки Серафим и Александр прислали письмо Алфею с просьбой чтобы он приехал для рукоположения, Владыка Серафим пришел его встречать к поезду. Он одел рваную одежду, но заметил, что за ним следит КГБ. И тогда он, встретив Алфея (Александра), сказал: "Саня, а может по пол-литровочке выпьем?" Но Александр никогда не употреблял водки, и ему это было странно, как это так - на улице два священника будут пить водку? Но это был критический момент. Владыка покупает бутылку водки, садится на какие-то бревна, выпивает ее, кричит на всю улицу, потом водка сделала свое дело - он сильно опьянел, так как был поздний день и ничего не вкушал. Владыке Алфею пришлось два квартала тащить его на плечах, как маленького ребенка. Когда они приехали домой и выспались, Владыка Серафим сказал: "А ты не знаешь, Саня, что нам обоим было бы? Нам обоим по пять лет уготовлялось."

Многие подозревали еп. Серафима в пьянстве. Но все, кто посещал его в момент служения им литургии полностью изменили свое суждение о нем и отношение к нему. Еп. Серафим служил службу с огромным воодушевлением и со слезами на глазах, Владыка Серафим долго проверял и испытывал Александра прежде чем возвести его в сан епископа. Он боялся, чтобы посторонние люди не проникли в Церковь, и он, заметив нерешительность Александра, через месяц отправил его домой, не возведя его в сан епископа. Но через три месяца он снова прислал ему вызов и сказал: "За неимением материала, придется тебя, Александра Михайловича, возвести в сан епископа. Если бы был выбор, я бы тебя не поставил, но так нет выбора, ты будешь как камера хранения благодати, чтобы на ком-то со-хранилась эта преемственность благодати до своего часа, до своего времени. А когда Господь пошлет именно такого человека - энергичного и нужного для Церкви, то преемственность не будет прервана, а будет сохранена." Таким образом Владыка Алфей был возведен в сан епископа.

Против еп. Серафима распускалось немало злых слухов. Помимо обвинений в пьянстве, о нем говорили, что он колдун, Монахиня Е. лично знала еп. Серафима. Она вспоминает как еп. Серафиме сетовал (жаловался) ей: "Ну вот дожили до времен - и колдуном меня считают и пьяницей." Поношения еп. Серафим принял в полную меру.

В Барнауле в последнее время еп. Серафима окружали из духовенства двое: еп. Алфей (он жил также в Бар-науле) и священник Александр Шабельник). За несколько дней до своей смерти Епископ Серафим при письмен-ном согласии еп. Алфея возвел о. Геннадия Секача в сан епископа. После хиротонии, Владыка Серафим сказал: "Владыка Геннадий, я скоро отойду к Господу, но у меня нет облачения, так как я всю жизнь был в изгнании. " Геннадий ответил, что он привезет облачение самолетом через неделю. На что Владыка Серафим сказал, что он не успеет. И действительно, как только Геннадий прилетел домой на Новый Афон, его тут же застала телеграм-ма, что Владыка Серафим скончался. Его пророчество исполнилось.

Епископ Серафим умер 3/16 мая, 1971 года, на 97-ом году жизни. Когда Владыка Геннадий узнал об этом, он сразу уехал от Адлера до Куйбышева самолетом, и потом еще 200 километров до места, где Серафим лежал в квартире. Жена о. Александра, который отпевал еп. Серафима по архиерейскому чину, свидетельствовала о том, что тело покойного было благоуханное, полняя всех радостью.

И сам Владыка Геннадий, провожавший Епископа Серафима в последний путь, вспоминал позднее: "Сани с гробом ехали по снегу, неожиданно кони остановились и не хотели двигаться дальше. Тогда мы все снова запе-ли молитвы, по окончании которых кони сами снова пошли. Всю дорогу от тела Епископа Серафима, лежащего в гробу, шло дивное благоухание. Я даже на время положил свой платок в ноги покойного."

Катакомбные священники хотели похоронить Епископа Серафима в пятом квартале кладбища, который был царский. Но все патриаршее священство восстало. Они говорили: "Он не будет похоронен не только на пятом квартале, но и вообще на кладбище." И называли его "еретиком". Но Владыка Геннадий дал председателю райисполкома 100 рублей, и он дал приказ похоронить его в пятом квартале. Однако местные священники злобствовали, не пускали машину на кладбище. А после похорон послали донос.

Иконка преп. Серафима Саровского (уже сильно выцветшая) прибита на кресте могилы еп. Серафима на Барнаульском кладбище. Те, кто был на его могиле, говорят, что молиться на могиле еп. Серафима как-то особенно легко. Епископ Серафим явился своим духовным чадам после своей смерти.

По одному источнику, еп. Серафим стал веиликим схимником с именем Антоний.

(Источники: Епископ В., Игумен Г., Священник В., Монахиня Е., Монахиня Е., Послушница Л., Чтец Григорий Myхортов)

На заглавную страницу
Hosted by uCoz